Виды суды субъектов рф

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ


правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это.

На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т.

д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч.

2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”; 2. суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации; 3. всю совокупность федеральных судов следова­ло бы сгруппировать в три подсистемы (блока): · Конституционный Суд РФ; · Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор; · Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков.

В ст. 126Конституции РФ они именуют­сясудами общей юрисдикции.

В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см.
Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см.

ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе).

Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации

Вместе с тем не все проблемы судебной системы привлекли внимание исследователей, несмотря на их большое значение для науки и практики.

Целью настоящей работы является исследование федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Предметом исследования является особый блок проблем, связанный со строением и правовым обеспечением судебной системы в федеративном государстве. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами судебной системы в федеративном государстве, практика ее осуществления в современном российском обществе.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи работы: ) дать общую характеристику структуры судебной системы России; ) определить круг и полномочия федеральных судов Российской Федерации; ) охарактеризовать суды субъектов Российской Федерации. Правовой основой работы являются международно-правовые акты в сфере функционирования судебной власти, Конституция РФ, нормативно-правовые акты в области конституционного права, судебного права. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.

Эмпирическую основу исследования составляют обобщенные данные о практической деятельности элементов судебной системы в Российской Федерации. Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и собранный фактический материал могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной проблематике. Структура работы предопределена целями и задачами исследования, кругом проблем, включенных в разработку.

Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Понятие и структура судебной системы России .1 Правовые основы системы органов судебной власти Российской Федерации Судебная система Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ.
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных

Судебная система Российской Федерации: уровни, виды судов.

Федеральные и региональные суды.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности равноправия сторонозначает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.
Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Суды субъектов РФ:1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

Федеральные суды общей юрисдикции в Российской Федерации: правовые основы, виды, функции. Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ нет специализированных судов, хотя концепция развития судебной системы предусматривает в частности создание административных, ювенальных и миграционных судов.

Судебная система Российской Федерации

№ 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:

    установления судебной системы Российской Федерации и «О судебной системе Российской Федерации»; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами , , , общепризнанных принципов и и , а также () и других законов ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в ; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Суды Российской Федерации Конституционные суды Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Судебный дисциплинарный орган Основные суды Военные суды Рассматривают дела Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ — КС РФ.Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) — Конституционные (уставные) суды субъектов РФ Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба Судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обжалование решений (ККС субъектов РФ) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и обжалование результатов квалификационных аттестаций Федеральный уровень Суд высшей инстанции (надзор) (президиум) Суды IV инстанции(вторая кассация) — Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам Верховного Суда РФ Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ

Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

28 Система судов общей юрисдикции (общ.

характеристика). К судам общей юрисдикции относятся ВС РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов фед.значения, суды автономной обл. и АО, районные суды, военные специализированные суды, а также мировые судья. Задачи судов общей юрисдикции: · обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физ.

и юр.лиц, а также прав и охраняемых законом интересов РФ, ее субъектов, фед.органов гос.власти, органов гос.власти суб.РФ и органов местного самоуправления; · укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений; · защита основ конституционного строя РФ, ее целостности и безопасности. На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции: · осуществление правосудия; · контроль законности и обоснованности решений и действий гос.органов и должностных лиц; · изучение и обобщение суд.практики; · ведение и анализ суд.статистики; · разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения); · обращение в КС РФ с запросом о проверке закона или иного норм.акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле; · разработка предложений по совершенствованию законов и иных норм.актов (по вопросам их ведения).

Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают: · в порядке уголовного судопроизводства – все уголовные дела; · в порядке гражданского судопроизв. – все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (КС РФ, арбитражным судам); · в порядке административного судопроизв.

– дела об административных правонарушениях.

· Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются ФКЗ. Понятие судебных инстанций. Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

По сказанному в ст.

125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке.

126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см.

ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  1. гарнизонных военных судов;
  2. окружных (флотских) военных судов;
  3. Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов.

Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  1. Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский

Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

28 Система судов общей юрисдикции (общ.

характеристика). К судам общей юрисдикции относятся ВС РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов фед.значения, суды автономной обл. и АО, районные суды, военные специализированные суды, а также мировые судья. Задачи судов общей юрисдикции: · обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физ.

и юр.лиц, а также прав и охраняемых законом интересов РФ, ее субъектов, фед.органов гос.власти, органов гос.власти суб.РФ и органов местного самоуправления; · укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений; · защита основ конституционного строя РФ, ее целостности и безопасности.

На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции: · осуществление правосудия; · контроль законности и обоснованности решений и действий гос.органов и должностных лиц; · изучение и обобщение суд.практики; · ведение и анализ суд.статистики; · разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения); · обращение в КС РФ с запросом о проверке закона или иного норм.акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле; · разработка предложений по совершенствованию законов и иных норм.актов (по вопросам их ведения). Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают: · в порядке уголовного судопроизводства – все уголовные дела; · в порядке гражданского судопроизв.

– все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (КС РФ, арбитражным судам); · в порядке административного судопроизв. – дела об административных правонарушениях.

· Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются ФКЗ.

Понятие судебных инстанций. Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Суд субъекта Российской Федерации

Кроме того, в состав судебного органа входят заместители председателя суда.

Судебная коллегия содержит в своем составе должности председателей конкретных коллегий.

У всех перечисленных должностных лиц есть общий статус федерального судейства.

Деятельность суда субъекта РФ выполняется посредством аппарата соответствующего суда (помощник председателя суда, помощники заместителей председателя суда, помощники судей, сотрудники отделов). В структуру аппарата суда государственного субъекта входят следующие отделы:

  1. обеспечения судопроизводства уголовных дел;
  2. кодификации и систематизирования законодательства, обобщения судебной практики;
  3. делопроизводства;
  4. судебной статистики и правовой информатизации;
  5. обеспечения деятельности президиума суда.
  6. обеспечения судопроизводства гражданских дел;

Порядок работы аппарата суда регламентируется в Инструкции по судебному делопроизводству в республиканских Верховных Судах, краевых, областных, судах автономных округов и областей. Полномочия суда субъектов РФ В компетенцию суда государственного субъекта входит:

  1. рассмотрение согласно подсудности дел в виде суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
  2. выполнение прочих полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
  3. обращение в российский Конституционный Суд с запросом о конституционности закона, который подлежит использованию в определённом деле;
  4. исследование и обобщение судебной практики, анализирование судебной статистики;

Обозначенные функции суд государственного субъекта выполняет посредством собственных структурных подразделений.

Коллегия судей субъекта РФ по гражданским делам и коллегия по уголовным делам составляется из количества судей этого суда. В каждую из них входит председатель и его члены. Коллегии судей субъекта РФ в пределах собственной компетенции рассматривают:

  1. в виде суда 1-й инстанции дела, относящиеся федеральным законодательством к подсудности этого суда;

Суд субъектов федерации

СУД СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ второе звено системы судов общей юрисдикции.

Суды субъектов федерации — это Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа.

Деятельность С.с.Ф. регламентирована федеральным уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и арбитражно-процес- суальным законодательством. Они состоят из председателя суда, его заместителя (заместителей), судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда.

Суд имеет канцелярию, архив, при нем состоят консультанты, старшие консультанты, секретари судебного заседания, судебные приставы и судебные исполнители. С.с.Ф. рассматривает в качестве суда первой инстанции с участием двух народных заседателей наиболее важные гражданские дела и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. В девяти регионах РФ при С.с.Ф.

состоит суд присяжных. В компетенцию С.с.ф. входит рассмотрение кассационных жалоб и протестов на решения и приговоры районных (городских) судов. Жалобы и протесты рассматривают коллегии по гражданским и по уголовным делам составами из трех судей суда субъекта Федерации.

Судебные коллегии С.с.Ф. в составе трех судей рассматривают кассационные жалобы на приговоры и решения районных (городских) судов, а также действуют в качестве суда первой инстанции. Президиум С.с.Ф. общей юрисдикции состоит из председателя суда, его заместителей, председателей коллегий и нескольких наиболее опытных и авторитетных судей (состав президиума 7—15 судей).

Президиум рассматривает в порядке надзора протесты председателя С.с.Ф. и прокурора субъекта Федерации на вступившие в законную силу решения и приговоры районных (городских) судов и кассационные определения коллегий С.с.Ф.

В соответствии с Конституцией РФ (п. «г» ст. 71) С.с.Ф. отнесен к федеральным судебным установлениям, поэтому судей этих судов назначает Президент РФ пожизненно.

При этом учитывается мнение органов власти соответствующего субъекта Федерации. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия, порядок образования и деятельности Арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом (ФЗ «Об арбитражных судах в РФ). И.Л. Петрухин Источник:

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.

Звено́ суде́бной систе́мы — совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе. Судебное звено — это суд, либо совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией, а также схожими составом и структурой.

9. Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Структура ВС РФ 1. Большая часть судебной деятельности осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам и Судебной коллегией по уголовным делам.

Работой этих коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя ВС РФ. По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе трех судей ВС. Приговоры и решения могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию ВС РФ.

По второй инстанции (кассационной) ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения, судебные акты областных и приравненных к ним судов.

Они действуют в составе трех судей. Судебные коллегии также уполномочены проверять и вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные нижестоящими судами общей юрисдикции. 2. Кассационная коллегия ВС РФ состоит из председателя и 12 членов из числа судей ВС РФ, рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трех указанных выше коллегий в качестве суда первой инстанции.

В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

3. Судебная коллегия ВС из 18 судей коллегиально принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Законом о статусе судей: вынесения заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего уровней, привлечения их в

Судебная система российской федерации

Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.

Входящие в С. с. судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды.

Все суды действуют в рамках единой С. с. Единство является одним из главных принципов ее организации и состоит в общем для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования С. с. Изменение системы высших судов РФ возможно лишь путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.

Создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, обусловлено необходимостью обеспечить конституционное право каждого гражданина на рассмотрение судом его обращения и обжалование судебного решения.

Суды соответствующих звеньев С. с. уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их компетенции (подсудности) законом. Определяющее значение для формирования С.

с. и поддержания ее в стабильном состоянии имеет закрепление в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» единых требований к судьям, порядку их назначения, обеспечению их правовых гарантий.

Судебная система России

№ 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  1. военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  2. апелляционные суды общей юрисдикции;
  3. кассационные суды общей юрисдикции;
  4. районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
  5. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  6. специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Суды общей юрисдикции подразделяются на четыре звена.

Первое (низшее) звено составляют мировые судьи, которые действуют на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривают дела только по существу. Второе (основное) звено составляют районные суды, рассматривающие в пределах своих полномочий дела по существу. Также суды второго звена пересматривают судебные решения мировых судей в апелляционном порядке.

Третье (среднее) звено включает в себя верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов. Суды, составляющие третье звено, пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке в рамках своих полномочий.

Четвертое (высшее) звено составляет Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делами, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснение по вопросам судебной практики.