Закон о торговле отзывы

Закон о торговле отзывы

Оглавление:

Разъяснения ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ»


Согласно ГК РФ рамочным договором признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.Если рамочные договоры возмездного оказания услуг, регулируемые о торговле, заключены до вступления в силу N 273-ФЗ, хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки продовольственных товаров, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе заключать до 01.01.2017 дополнительные соглашения (приложения) к таким договорам, конкретизирующие (уточняющие) конкретный вид, сроки оказания, объем конкретных услуг и иные подобные условия, если заключение таких дополнительных соглашений (приложений) не приведет к увеличению ранее согласованной в договоре стоимости соответствующих услуг при условии, что размер вознаграждения и платы за такие услуги (порядок расчета) были определены соответствующими рамочными договорами.Срок исполнения обязанности по приведению условий договоров в соответствие с требованиями о торговле (в ред. Закона N 273-ФЗ) истекает 31.12.2016.Заключение после 15.07.2016 дополнительных соглашений к рамочным договорам, изменяющих, а не конкретизирующих и уточняющих их условия в нарушение требований о торговле (в ред.

Закона N 273-ФЗ), недопустимо.По истечении указанного срока условия договоров, противоречащие о торговле (в ред.

Закона N 273-ФЗ), не смогут регулировать отношения сторон договора.При этом в соответствии с ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.Согласно ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не установлено .

Поскольку в соответствии со ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, исполнение сторонами договоров, заключенных до 15.07.2016, денежных обязательств, возникших до 01.01.2017, в связи с фактической поставкой продовольственных товаров или оказанием услуг в период до 31.12.2016 включительно, производится в порядке и в сроки, установленные такими договорами.Таким образом, если обязательство по оплате возникло до 1 января 2017 года из условий договора, заключенного до 15.07.2016, то оно должно быть исполнено надлежащим образом даже при наступлении срока его исполнения в 2017 году. 2.

Поправки в закон «О торговле» не помешают работать из-за неточностей формулировок

услуги по продвижению товаров — услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.» Вдумайтесь, «услуги по продвижению товара — ….либо осуществление иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров» Можно сказать, что в законе использована формулировка, которая объясняет, что «масло – это все, что можно назвать маслом». Новая редакция пункта 4 статьи 9 звучит следующим образом: «4.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров.

Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.» Я специально привел весь пункт целиком.

Казалось бы, все ужасно.

Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?

Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — .

Предприниматель продавал кофе из машины.

К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — . Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро.

Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — . До обращения в администрацию надо легализоваться. Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой.

Варианты следующие:

  • Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
  • Открыть ООО.

    Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
  • Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог».

    Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.

Важно❗ Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.

За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю. Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности.

Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584. Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.

Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст.

Неисправимые поправки: почему закон о торговле не помог бизнесу

Предлагаемое упрощение отношений розничных сетей с поставщиками может запустить механизм ухудшающегося отбора, ибо дешевое не значит лучшее Предполагается, что новые поправки в закон о торговле, вступающие в силу с 2017 года, должны сделать отношения ретейлеров и поставщиков более справедливыми.

Чтобы спрогнозировать их реальный эффект, нужно прежде всего оценить фактическое действие самого закона, принятого в конце 2009 года. Именно к этому совсем недавно призвало Минэкономразвития.

И, к счастью, у нас есть возможности для такой оценки. Ожидания и реальность В конце 2010 года, когда все участники рынка продовольственных товаров уже перешли на новые формы договора, Высшей школой экономики было проведено .

Были опрошены более 500 ретейлеров и их поставщиков (производителей, дистрибьюторов) в продовольственном и для сравнения непродовольственном секторах в пяти крупных российских городах.

Всем задавались одни и те же многочисленные вопросы о последствиях введения данного закона. Вопросы касались оценки текущей ситуации с заключением договоров поставки, сравнения с периодом до введения закона, спрашивали также напрямую о влиянии закона и о том, кто выиграл от его принятия. К некоторому нашему удивлению, три четверти опрошенных заявили, что условия заключения договоров поставки после принятия закона существенным образом не изменились.
К некоторому нашему удивлению, три четверти опрошенных заявили, что условия заключения договоров поставки после принятия закона существенным образом не изменились. Наши оппоненты сказали тогда, что прошло слишком мало времени и закон еще не заработал.

В конце 2013 года мы провели по аналогичной схеме, опросив уже более 800 ретейлеров и их поставщиков. Отбрасывая многочисленные детали, скажем, что результат получился сходный.

Большинство менеджеров (около 70%) вновь заявили, что договорные отношения существенно не изменились и закон на них не повлиял. Ожидаемого смягчения договорных условий для поставщиков не произошло (кроме некоторого уменьшения отсрочек по оплате поставленного товара). А по мнению 20–30% поставщиков (в зависимости от размера контрагентов), договорные условия для них к 2013 году даже ужесточились.

Характерно, что не оказалось значимых различий в оценках между представителями розничных сетей и поставщиков, хотя, казалось бы, первые должны были жаловаться, а вторые — говорить об улучшениях. Дополнительным подтверждением стало отсутствие заметных различий в оценках между продовольственным сектором, затронутым действием закона, и непродовольственными секторами, на которые основные ограничительные меры не распространялись.

Поставщики не выиграют Итак, закон о торговле не оправдал возложенных на него надежд. В публичных и кулуарных обсуждениях участники рынка с обеих сторон подтвердили: существенных сдвигов в договорных отношениях не произошло. Все (как водится) гибко приспособились к новым ограничениям.

Впрочем, это не означает, что совсем ничего не изменилось. Вновь возросли административные издержки участников рынка. Пришлось изменять форму договоров, начались дополнительные проверки со стороны территориальных управлений ФАС, которые ежегодно возбуждали в среднем по 150–200 дел против хозяйствующих субъектов, выдавая многочисленные предписания и налагая штрафы.

Добавим, что 90% таких дел возбуждалось антимонопольными органами по своей инициативе, а не по обращениям поставщиков.

Печальный опыт помогает ответить на поставленный сегодня вопрос: как повлияют новые поправки к закону на положение поставщиков? Нам кажется наивным ожидать, что на этот раз их положение серьезным образом улучшится.

Участники рынка вновь изменят форму договоров, в очередной раз договорятся и приспособятся, найдут компенсационные инструменты, как уже показывает практика, например, с прописыванием более высоких штрафов (пока еще не запрещенных). Найдутся и другие способы.

Что изменилось в онлайн-торговле: новые требования и возможности для бизнеса

При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты. 17 пункт. При дистанционном способе продажи товара с использованием сети «Интернет» продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» и (или) в программе для электронных вычислительных машин, если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности Раньше.

В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать. Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ.

Даже если он еще не оплатил, сам факт заказа — и есть то самое намерение. Формально магазин был обязан продать телевизор с огромной скидкой. Бизнес по-разному обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет.

Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом. Что изменилось. Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю.

Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.Давайте на том же примере. Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 ₽ за телевизор указал на сайте 1000 ₽.

Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ.

Благодаря изменениям, магазин не обязан продавать телевизор за тысячу, даже если такая стоимость указана на сайте. Сначала он подтверждает условия заказа и только потом эти условия вступают в силу.

Здесь работает здравый смысл: если на сайте холодильники стоят тысячу рублей, а после оформления заказа магазин меняет стоимость на сто тысяч, тут явно что-то не так. Покупатель может обратиться в госорганы и потребовать разобраться в ситуации.

Зачем государство хочет маркировать биологически активные добавки

Андрей Гордеев / Ведомости Год назад на фоне локдауна Госдума приняла закон о дистанционной торговле безрецептурными лекарствами, в мае 2020 года правительство выпустило постановление, регламентирующее правила такой торговли.

Это решение подстегнуло начавшийся бум онлайн-продаж товаров для здоровья, в том числе биологически активных добавок (БАД). Смещение спроса в сторону онлайн-торговли – это неизбежный процесс, однако на этом пути далеко не все гладко.

До 1 января 2022 года каналы реализации БАД были строго ограничены почти исключительно аптечным сегментом, где контроль за поступлением и продажей товаров давно отлажен и находится на высоком уровне. Поэтому доля контрафакта, по данным Роспотребнадзора, не превышала 1%. Но с отменой соответствующего СанПина число продавцов, предлагающих БАД, на розничном рынке выросло.

Дистанционные продажи открыли новые возможности для мошенников, а значит государство должно было принять меры.

И в этом месяце стартовал эксперимент по маркировке БАД, инициированный Роспотребнадзором и министерством промышленности и торговли. Об участии в эксперименте по маркировке заявляли ведущие игроки рынка, контролирующие до 40% аптечного рынка БАД. Ответственные участники рынка возлагают на него большие надежды, поскольку цифровизация торговли помимо прочего открыла новые возможности для мошенников и недобросовестных производителей.

Я бы сравнил маркировку с маячком, благодаря которому можно проследить путь товара по всей цепочке от производства до реализации.

С помощью приложения «Честный знак» покупатель сможет получить информацию о товаре в любой точке товаропроводящей цепи. Маркировка поможет предотвратить «переливы» продукции внутри рынка и с внешних сервисов, а также послужит инструментом для получения аналитических данных по всем сегментам рынка, включая электронную коммерцию, по которой отсутствует консолидированная аналитика. При этом круг задач, которые решает маркировка, мы видим шире, чем просто борьба с откровенным контрафактом.

Рост дистанционной торговли открыл новые возможности для трансграничных продавцов, которые реализуют товары в России, игнорируя требования законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Многие трансграничные сервисы открыто декларируют отказ от ответственности в случае причинения вреда здоровью потребителя.

В составе продаваемых на таких маркетплейсах добавок периодически обнаруживаются сильнодействующие вещества, запрещенные в Российской Федерации. При этом они активно рекламируют свои товары среди российской аудитории, на русском языке, используя в том числе и российские интернет-сервисы. Маркировка должна стать фильтром для такой продукции, и для этого в параметрах эксперимента определено важное условие – маркировке подлежат только БАД, прошедшие государственную регистрацию и соответствующие проверки состава и качества.

А это значит, что если эксперимент признают удачным и маркировка станет обязательной, то это сможет в значительной степени перекрыть «серые каналы» с непроверенной продукцией и защитить потребителя от недобросовестных продавцов.

Вместе с тем маркировка не решает всех проблем регулирования рынка. Нам нужно разработать единые правила, регулирующие порядок дистанционной торговли такой категорией продукции, как БАД.

Ведь даже при условии обязательной маркировки остаются многочисленные лазейки для дистанционной торговли – например, декларирование БАД как пищевой продукции. Пока зарубежные продавцы продолжают игнорировать российское законодательство, отечественные производители, создающие рабочие места и платящие налоги в казну, поставлены с ними в неравное положение. К счастью, на практике работы с проектно-экспертной группой по маркировке мы убедились, что регулирующие ведомства и большинство участников рынка готовы слушать друг друга и могут принимать взвешенные совместные решения в интересах прав потребителей и российской экономики.

Обсудить

Новые правила розничной торговли

Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви. Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы. Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей.

Теперь продавец не должен:

  1. знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;
  2. обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;
  3. указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.
  4. обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);
  5. оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;
  6. передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  7. при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;

Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.

По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества. Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату.

Закон о торговле год спустя: что изменилось для поставщиков и ритейлеров

Кроме того, ФАС сравнивает условия конкретных договоров поставки, заключенных торговыми сетями, с точки зрения их симметричности. Так, в одном из регионов крупный поставщик был обвинен в создании дискриминационных условий для небольшой торговой сети, так как в договоре поставки ответственность за нарушение обязательств с его стороны была несравненно ниже ответственности покупателя товара.

На практике обеспечить симметричность условий контракта сложно, так как в каждом случае экономические показатели разные (например, цена товара). Поэтому и поставщикам, и торговым организациям заранее, на стадии переговоров и заключения контрактов, я рекомендую готовить документы и расчеты, которые будут подтверждать экономическую обоснованность «несимметричных» условий, на которых они заключают договор. К сожалению, пока еще нет прецедентных судебных решений по вопросу наложенияштрафов за создание дискриминационных условий по ст.

13 Закона о торговле. Судебные процессы только начинаются.

. У меня есть ощущение, что суды в вопросах дискриминации по ст.

13 Закона о торговле далеко не во всем будут поддерживать антимонопольные органы. Навязывание условий Навязывать условия договора может только компания, которая занимает доминирующее положение на рынке. Это правило содержится в Законе о защите конкуренции.

Однако, у ФАС иное мнение. Комментируя Закон о торговле, например, в своем письме от 15.07.2010 №ИА/22313, антимонопольная служба отмечает, что навязать невыгодные условия может абсолютно любая фирма, даже не занимающая доминирующего положения.

Иными словами любой поставщик или торговая организация могут быть обвинены в навязывании условий, с которыми не соглашается его контрагент.

По моему мнению, такой подход антимонопольных органов к трактовке ст. 13 Закона о торговле ошибочен, так как субъект, не занимающий доминирующего положения на рынке, не и нужно учитывать понятие навязывания, которое изложено в Законе о защите конкуренции. Так что если подобная ситуация возникла у Вас, то пусть юристы смело обращаются в суд.

Обязательная оферта, возврат ювелирки и свободная продажа БАДов: что изменилось в торговле через интернет и как теперь работать, не нарушая закон

17 Правил использовать оферту обязательно.

Она должна быть размещена на всех площадках, где вы что-то продаете: на сайте интернет-магазина, в группах в соцсетях, в приложении. Можно не оформлять ее отдельным документом, а просто опубликовать условия в любом формате.

Главное, чтобы у покупателей был свободный доступ к оферте и они могли ознакомиться с ее текстом в любой момент.

В оферте должны содержаться наименование организации или ФИО ИП, также ОГРН, адрес, электронная почта и (или) номер телефона. Чтобы избежать разночтений и проблем с покупателями, рекомендуем составлять документ с юристом. Пример оферты интернет-магазина.

Изменения можно считать положительными для обеих сторон.

Оферта не помешает — покупатели понимают, на что рассчитывать, а вы можете ссылаться на нее в спорных ситуациях.

Обязательство по передаче товара возникало в момент получения сообщения о намерении купить от покупателя. Проще говоря, как только человек оформил заказ на сайте.

Это часто играло против предпринимателей — указав цену с ошибкой, они обязаны были по ней продать, даже если в убыток.

позволяет продавцу самостоятельно определить, в какой момент возникает обязательство по передаче товара, и зафиксировать это в оферте. Вы можете указать, что сделка действительна с момента ее подтверждения, и тем самым дать себе время на проверку условий.

В этом случае вы находитесь в более выигрышной ситуации — больше не обязаны продавать себе в убыток, если ошиблись или закупочная цена сильно выросла с момента прошлой поставки.

Для подстраховки добавьте информацию о том, что заказ считается оформленным только после подтверждения, в оферту.

Торгуете онлайн и не хотите тратить время на решение бухгалтерских и налоговых вопросов? Доверьтесь нам! Возьмем на себя своевременную подготовку и сдачу отчетов, расчет налогов, кадровый учет и взаимодействие с контролирующими органами.

Всё это стоит от 3 300 рублей в месяц для ИП или от 6 600 рублей в месяц для ООО.

Что думают участники рынка о новых поправках в закон «О торговле»?

Он приветствовал повышение прозрачности отношений с сетями и посетовал, что наценки в сетях слишком высокие. Гарантию успешности для своего предприятия Бермант, как и прежде, видит в гарантии качества своей продукции и работе над снижением издержек. Его предприятие готово налаживать отношения с сетями на новых условиях и рассматривает их как основной канал сбыта.

, генеральный директор консалтинговой компании Real Work Management, напротив, высказал мнение, что продажи в сети – это не панацея, и можно быть вполне успешной компанией, не работая с крупными сетями. Говоря о работе производителей, Офицеров отмечает их зачастую неоправданный приоритет в работе над своим продуктом и при этом крайне недостаточные усилия в области продаж.

Как следствие, компетенции многих поставщиков в области продаж крайне низкие. Говоря о поправках к закону о Торговле, он отметил, что больше проблем возникнет у поставщиков, чем у ритейлеров. Среди спикеров был и представитель ритейлеров, Алексей Петрусевич, руководитель дирекции Фреш коммерческого департамента «О’КЕЙ».

Он честно признался, что не анализировал детально возможное влияние на процесс закупок обсуждаемых поправок.

Главной проблемой для сети он видит больше в сокращении ассортимента для покупателя из-за ограничений импорта.

Значительную часть товаров, попавших под ограничения, российский производитель заменить пока не способен. А на то, что способен, он сразу повысил цены.

В связи с этим Петрусевич сказал, что его сеть открыта для поставщиков, способных предоставить адекватные аналоги продуктов, попавших под эмбарго. Другой проблемой для сети является работа в регионах – сложности в логистике, монополизм местных производителей.

От обсуждаемых поправок Петрусевич ожидает только излишнюю нервозность и дополнительные издержки на адаптацию. Для покупателя же никакой пользы он не видит. Комментарий эксперта Данил Краснов, управляющий директор «Бонтек» «Очевидно, что в целом рынок пока не очень понимает, чем грозят поправки.

Поправка на розницу: что получат потребители от нового закона о торговле

Поправки в закон заставят торговые сети конкурировать уровнем наценки, что будет способствовать снижению цен Поправки в закон о торговле, вступающие в силу с 1 января 2017 года, были приняты после активной дискуссии, в которой принял участие даже президент. Дискуссия продолжается и сейчас.

Поправки призваны исправить диспропорцию в договорных отношениях между розничными сетями и поставщиками продукции.

В России последние десять лет прошли под знаком динамичной консолидации розничной торговли — рынка с темпами роста в 30% в год.

При этом укрупнение торговых сетей сопровождалось их давлением на производящие компании, в результате которого сложилась практика взимания с последних не только фронт-маржи — прямой наценки на товар в размере 10–25%, но и бэк-маржи — платы за обязательные маркетинговые, информационные и прочие услуги в размере 20–40%.

Как следствие — совокупная наценка на товары достигала 60–80% при отсутствии государственного и общественного контроля, который бы уравнивал права обеих сторон.

«Диктатура» ретейлеров Отмечу, что расцвет сетевого сектора проходил параллельно с ухудшением экономических показателей производителей потребительских товаров.

Выручка российских компаний из разных отраслей производства в десятки и сотни раз отличалась от выручки ретейлеров. Возникли локальные монополии в рамках взаимодействия двух хозяйствующих субъектов. Торговые сети, используя изначальное неравенство бизнес-отношений, могли без ущерба разорвать контракт с любым поставщиком, отказывающимся играть по навязанным правилам.

Для производителя такой разрыв означал существенные потери. При этом общая ситуация изначально складывалась как вполне рыночная, а не как вид картельного сговора. Сетевой сектор действовал абсолютно по правилам свободного рынка, на основе здравой экономической логики: дают — бери, бьют — беги.

Любой предприниматель от производства, очутившийся волею судеб по ту сторону баррикады, не преминул бы воспользоваться волшебной палочкой под названием «рыночная сила» при переговорах.

А она всегда на стороне сетевого сектора. В итоге 10% от выручки, причитающихся сетям от производителя, которые законодатели изначально закладывали в качестве максимальной планки, стали обязательным минимумом. Навязывание дополнительных услуг — маркетинга, логистики, промоакций превратилось в норму.

Государство как арбитр Поправки изменяют сроки оплаты поставленной продукции, устанавливают порядок возврата некондиционного товара, однако основное нововведение, конечно, касается ретробонусов и премий. Фактически закон запрещает любые виды сборов, за исключением премии в 5%, которую поставщики могут платить сетям либо за услуги, либо за объем проданной продукции.

Важно, что поправки не дискриминируют позиции ретейла, так как ценообразование в сетевой рознице не ограничивается. Наценка на товары остается прерогативой сетей, и именно она становится основным источников их доходов. Формирование наценки — это святая святых для торгового сектора и основа рыночных отношений, поскольку покупатель приобретает товар не на основе его себестоимости, а на основе согласия заплатить указанную цену.

Предприятия торговли не обязаны иметь книгу отзывов и предложений.

Какие еще изменения коснулись деятельности организаций в сфере розничной торговли

Напомним, с 1 января 2022 г. в силу вступило

«Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

(далее – Правила).

Ряд ранее действующих правил в сфере розничной торговли больше не применяется.

В частности, с 01.01.2022 предприятия торговли не обязаны иметь и по требованию потребителя предоставлять книгу отзывов и предложений. Вместе с тем, новые правила ввели обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований.

Обращаем внимание, что новые правила не установили сроки рассмотрения претензий потребителей в отношении заявленных требований. В этой связи, потребителям рекомендуется руководствоваться положениями ст.ст. 20-22 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающих сроки удовлетворения отдельных требований потребителей в отношении товаров ненадлежащего качества, а также сроки, установленные ст.ст.

25, 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом соответственно. В случае, если спорная ситуация не регулируется вышеназванными нормами Закона, потребитель не ограничен в праве руководствоваться положениями ст.

314 Гражданского кодекса РФ, предложив продавцу разрешить его требования в 7-ми дневный срок, указав об этом в претензии.

Новые Правила закрепили право потребителя на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. При этом, продавец не вправе ограничивать указанные права потребителя либо каким-либо иным образом препятствовать в их реализации. Напомним, ранее торговые предприятия имели возможность собственными правилами запретить потребителям фотографировать товары, их цены и т.д., с 01.01.2022 такие действия недопустимы.

Как и прежде, продажа товаров осуществляется с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным

«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

.